Foto: Reuters/Scanpix
Исландия и Латвия стали первыми европейскими жертвами мирового финансового кризиса. Однако Исландия для преодоления кризиса пошла совсем другим путем.

В отличие от Латвии она девальвировала свою валюту, не стала спасать банки за счет налогоплательщиков, не прибегала к жесткому урезанию расходов госбюджета и зарплат, и простила часть долга заемщикам, взявшим кредит в иностранной валюте.

Через три с половиной года после того, как Исландия пережила экономический коллапс, местная промышленность переживает необычайный экономический подъем. Газета Wall Street Journal пишет о том, как Исландия справляется с экономическим кризисом, который начался в 2008 году.

Первая жертва кризиса

Исландия стала одной из первых жертв кризиса, который сейчас обернулся для еврозоны экономическим бедствием: Греция может вообще отказаться от евро, Испания борется за выживание банковской системы, а политики Германии ссорятся, пытаясь как-то решить проблемы региона.

В 2008 году Исландия пережила жестокий экономический спад. Банковская система страны рухнула, безработица резко выросла. Правительство находилось под давлением со стороны разгневанных избирателей, устраивающих акции протеста. Молодежь паковала вещи и выезжала из страны.

Как и в случае с Латвией, Международный Валютный фонд пришел помощь. Однако исландское решение по выходу из кризисной ситуации оказалось диаметрально противоположным латвийскому.

Девальвация и банкротство банков

Путь к спасению основывался на финансовой системе. В отличие от Ирландии и Латвии, Исландия позволила банкам обанкротиться, и переложила большую долю ответственности за выход из кризиса не на налогоплательщиков, а на иностранных кредиторов.

Исландия наполовину девальвировала свою валюту, крону. Это помогло экспорту, например, производствам вроде рыбоперербатывающего завода Доди Палссона, и снизило дорогостоящий импорт, например, ввоз автомобилей. Ослабевшая крона обернулась сложностями для владельцев жилья, которые брали ипотеку в иностранной валюте, однако исландские судебные власти и политики организовали спасительные мероприятия для таких заемщиков. Дорогие иностранные товары вызвали рост инфляции. Потребительские товары с 2008 года подорожали на 26%.

Исландия также ввела драконовское регулирование движения капитала. Такие правила просто немыслимы в рамках Европейского союза, выступающего за абсолютно открытые финансовые границы. Это позволило стране избежать оттока капитала и резкого подорожания кредитных ресурсов, что сейчас в той или иной степени наблюдается в Греции, Ирландии и Португалии, и может вскоре затронуть Испанию и Италию.

Вместо того, чтобы прибегнуть к жесткому урезанию бюджетных расходов, как было в Латвии, Греции и Испании, Исландия даже повысила социальные выплаты для самых бедных жителей страны, потребление которых помогло облегчить восстановление экономики.

Исландские козыри

Через четыре года после начала кризиса, пишет The Wall Street Journal, экономика Исландии растет, безработица снижается, а эмиграция замедляется.

Исландия имеет существенное преимущество перед испытывающими трудности странами еврозоны – валюту, которую можно девальвировать. Именно девальвация превратила торговый дефицит страны в профицит и помогла восстановлению экономики. Рыбный бизнес, например, чувствует себя настолько хорошо, что завод Дади Палссона даже привлекает работников из Польши.

Исландия, со своей собственной валютой, своим собственным самостоятельным центральным банком, принимающая решения самостоятельно и устанавливающая свои правила независимо от других, имеет такие возможности для реализации политики, о которых страны еврозоны могут только мечтать. Успехи этой страны дают важные уроки о том, что потеряли европейские страны, вступившие в монетарный союз.

"В целом, стратегия сработала очень и очень хорошо, но не какой-то отдельный ее фрагмент, а все фрагменты вместе", - говорит Джули Козак, которая возглавляла миссию МВФ по спасению Исландии. Однако, как отмечает издание, Исландия – это маленькая страна с населением в 320000 человек, поэтому методы, сработавшие здесь, не всегда можно применить в более крупных масштабах.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!