Foto: Itar-Tass/Scanpix
Чтобы выжить сегодня, Латвии следует понять, кто будет покупать латвийские товары. И, возможно, отказаться возвращать международные долги или объединиться с Литвой и Эстонией.

Такое мнение российский экономист президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин высказал во время своего визита в Ригу.

Латвии нужно действовать цинично, жестко и всеми правдами и неправдами (вплоть до шантажа) добиваться определенных благ от Евросоюза. Вплоть до того, чтобы отказаться от возврата международных долгов. В противном случае Латвии вскоре предстоит "мотыгами обрабатывать землю: что вырастили - то съели".

До конца 80-х годов Латвия входила в советскую систему разделения труда. В нее входили многие европейские страны из числа тех, которые были формально независимыми, - например, Финляндия, Польша... Каждая страна имела свою узкую экономическую нишу, благодаря которой выходила на глобальный рынок.

Так, Латвия до 1991 года производила электрички, автомобили, приемники и продавала все это по всему огромному рынку СССР и даже шире. И получала довольно большие деньги.
После разрушения социалистической системы Латвия должна была получить какой-нибудь рынок сбыта, какую-то нишу у Запада. Однако вместо того, чтобы потребовать кусок мирового рынка за смену ориентации, Латвия сделала это безвозмездно...

Следовало настойчиво требовать от Европы обеспечения рынков сбыта, обеспечивающих аналогичные по масштабу доходы. Ваши политики должны были интриговать! Логично, что взамен на такую помощь Запада можно было сменить, скажем так, ориентацию и закрыть некие экономические отношения с Россией.

Если бы Латвией 20 лет назад руководил реально сильный политик, он должен был получить от Брюсселя все! А что было на деле? Вашим политикам сказали, что надо, мол, сворачивать отношения с Россией, а за это "мы вас будем любить". Ну вот вас и любят. Пока были деньги, это была вполне приличная любовь, а сейчас денег нет - и эта самая любовь стала сильно менее приятной...

При нынешнем количестве населения Латвия может обеспечить своим жителям уровень жизни батрака в деревне. Нужны выходы на внешний рынок, для чего следует решать задачи, которые по уму надо было разрулить еще в конце 80-х - начале 90-х.

Шантаж тоже подойдет

Специфика современного кризиса в том, что чем меньше страна, тем болезненнее она воспринимает кризис.

Что делать? Латвии следует понять, кто в мире вообще может покупать латвийские товары.

А дальше... дальше надо заниматься, если угодно, грязным шантажом. Тот человек, который возьмет на себя ответственность за Латвию, должен приехать в Брюссель и заявить: "Вот проект закона о выходе из ЕС, вот проект закона о выходе из НАТО, вот проект закона о дефолте. Если вы немедленно не подпишете с нами договор о том, что вы у нас покупаете такую-то продукцию на 30 лет вперед, завтра мы вносим проекты в Сейм на обсуждение, мы их одобряем. И еще через два дня я еду в Москву..."

У Латвии теперь просто нет средств, чтобы поддерживать жизненный уровень, сравнимый с тем, что был в позднее советское время или до 1998 года. Способов, чтобы зарабатывать эти деньги, так и не найдено. Когда латвийские политики говорят о том, что нужно, дескать, улучшать инвестиционный климат, дабы привлечь зарубежных инвесторов, за этими словами ничего не стоит.

Потому что если бизнес видит для себя потенциальную прибыль, он в любом случае идет в страну, где можно заработать, и не волнуется ни о каком "инвестиционном климате". Поэтому предприниматели идут и в Россию, и в Китай - страны с самым что ни на есть "плохим инвестиционным климатом". А если в стране ничего заработать нельзя, то вам для отмазки просто скажут так: "Ну, знаете, у вас инвестиционный климат плохой, вам нужно работать над его улучшением..."

С точки зрения геоэкономики реально работать с Россией, но для этого необходимо серьезно пересмотреть политические приоритеты, иначе ничего не выйдет.

Однако в Москве сейчас вообще не рассматриваются планы транзита через Вентспилс, - это заслуга Латвии. Хотя мэр Вентспилса Айвар Лембергс вполне в состоянии вести такие переговоры... В разборках США, Европы и России Латвия стала слабым звеном.

В ЕС вы вступили в рамках определенной модели, под обещание бешеных денег на развитие, на программы поддержки, гранты. И какой вообще смысл сейчас в ЕС? Только в том, что латвийцы пока могут ездить по Европе и там пытаться устроиться на работу. Но и их скоро отовсюду выгонят, потому что безработица везде и грядет еще более жестокая ситуация. Зачем миру латышские сантехники и нянечки, если у них есть свои?

В рамках нынешнего кризиса у маленьких стран будущее есть только в том случае, если они к кому-то присоединятся или объединятся.

Страны Балтии могут создать единое государство, создав минимальную возможность для углубления разделения труда. Если не получится так, то Литва может объединиться с Польшей. Или Литва может объединиться с Белоруссией в Великое княжество Литовское.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!