Foto: Publicitātes foto
Недавнее турне китайского премьера Вэня Цзябао по Европе подтвердило долгосрочный интерес Китая к усилению своего влияния на европейских рынках. Прагматичные китайцы выбрали для этого самое выгодное время – сейчас, когда ЕС стоит на пороге новой рецессии, "цена вхождения" в Старый свет низка как никогда.

Михаил Кузнецов, заместитель руководителя Отдела рынков иностранной валюты Rietumu:

Одним из последних свидетельств роста интереса Китая к европейским рынкам стало озвученное в ходе визита заявление товарища Цзябао о выделении странам Восточной и Центральной Европы очередной кредитной линии в 10 миллиардов долларов для совместных проектов. Очевидно, что и в данном случае китайцы не изменят своему деловому стилю, и деньги пойдут на финансирование конкретных прибыльных проектов к взаимной выгоде обеих сторон.

Такая стратегия кардинально отличает китайские финансовые вливания в экономику ЕС от собственно европейского подхода. Те средства, которые сегодня сама Европа выделяет для спасения финансовой системы и поддержания банковской ликвидности, фактически не достигают реального сектора экономики и не используются для кредитования реальных проектов.

Именно поэтому Китай не желает участвовать в Европейском фонде финансовой стабильности и "затыкании бюджетных дыр", а идет своим, давно проторенным на других континентах, путем. Не секрет, например, что Китай сегодня имеет огромное влияние в Африке, где играет доминирующую роль во многих секторах экономики, в том числе добыче нефти и ископаемых.

При этом озвученный некоторыми аналитиками прогноз о том, что Китай фактически "переориентируется с Америки на Европу", на наш взгляд, является преувеличенным. У Китая сегодня достаточно стратегических ресурсов, чтобы вести активную политику сразу по нескольким направлениям. Скорее, следует говорить не о переориентации, а о расстановке акцентов для усиления влияния на европейских рынках, которые, в отличие от США, сейчас находятся в более слабом и уязвимом состоянии. А это означает меньшие затраты и лучшие возможности, что всегда тщательно оценивающий риски Китай не может не учитывать.

Несомненно, что эти "конкретные" инвестиции будут усиливать роль Китая в Европе, но в то же время станут поддержкой для экономики Старого света, правительства которого сейчас гораздо больше озабочены сокращением государственных издержек и поддержанием социальной сферы, чем планами развития и создания новых рабочих мест.

Не исключено, что Латвия также может стать одним из объектов "китайского интереса" в Европе. Мы находимся в достаточно интересном регионе с точки зрения экономической географии, где нашей главной козырной картой может стать уже хорошо развитая транзитная сфера.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!